ГлавнаяВоспитательная работаИнформация о психолого-педагогической и социальной помощи

Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

     Адаптация первоклассников к школе

    Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются.

    Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

    Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.

    Адаптация - привыкание, “вписывание” ребенка в какую – то среду.

    Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки детей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.

     

    Советы родителям в период адаптации первоклассников

    • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

    • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

    • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

    • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

    • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните,  что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

    • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    • Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    • Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую- то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

    • Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

    • Начинать выполнение рекомендательных заданий, если таковые есть, лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

    • Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи- офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

      Как помочь ребенку?

    • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

    • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.

    • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

    • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

    • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

    • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

    • И помните,    что    детские    проблемы    не проще    взрослых.    Конфликт с учителем      или       сверстником       по эмоциональному       напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

    • Успех адаптации   в школе   во многом   зависит   от родителей,   а учителя и психологи вам обязательно помогут.

     Адаптация пятиклассников

     

    Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

    Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной  и школьной тревожности.

    Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

    Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях.

    В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные  отклонения  характерны примерно для 70–80% школьников.

    У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

              

      Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:

    • Очень много разных учителей;

    • Непривычное расписание (новый режим);

    • Много новых кабинетов;

    • Новые дети в классе;

    • Новый классный руководитель;

    • В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими;

    • Возросший темп работы;

    • Другие нормы оценок;

    • Новые, непривычные требования к оформлению работ;

    • Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

    Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. 

     

    Памятка для родителей:

    • Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия;

    • Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады;

    • Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность;

    • Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится  добросовестно выполнять домашнее задание.

     Рекомендации для родителей:

     

    • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже стол­кнулся или может столкнуться;

    • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.  Общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

    • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

    • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга­низация обоснованного контроля  его учебной деятельности;

    • Поощрение ребенка не только за учебные успехи, моральное стимулирование достижений ребенка;

    • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. 

    Адаптация учащихся 10-х классов

     

    Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это – поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднее звено (5 класс) и переход из среднего звена в старшую школу (10 класс). Причем, если первым двум моментам уделяется обычно достаточное внимание, то о сложностях и проблемах адаптации десятиклассников часто забывают.

    Переход к обучению в старшей школе связан с изменением для учащихся ряда условий: резкое усложнение и увеличение объема школьной программы, новый классный коллектив, новые учителя, усложненные требования, предъявляемые к учащимся. Очевидно, что преодолеть данные трудности десятиклассникам будет гораздо проще, если они будут ощущать помощь и поддержку родителей и педагогов.

     

    Каковы признаки успешной адаптации?

     

    • Удовлетворенность старшеклассника процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

    • Насколько легко школьник справляется с программой. Если программа традиционная, а он испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

    • Если программа сложная, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для обучающегося чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, учащийся почувствует себя комфортнее?

    • Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности старшеклассника при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

    • Самым важным признаком того, что обучающийся полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

     Какие особенности необходимо учитывать родителям старшеклассников?

    • Если ваш ребенок перешел в 10 класс из другой школы, то отнеситесь с пониманием к важной потребности ребенка наладить взаимоотношения с одноклассниками.

    • Некоторые дети в этом возрасте определились со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией — а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за «мимолетное увлечение».

    • Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети получили  высшее образование. Но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассника сформированы общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь понаблюдать  за тем,  умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата.

    • Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит успешно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам положительные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения.

    • Для того чтобы старшеклассники не отдалялись от взрослых, нужно обстоятельно объяснить свои опасения, что именно вас беспокоит в его поведении. Можно рассказать о своих упущенных возможностях в его возрасте, но без раздражений и поучений. Желательно, чтобы вы  ориентировались в различных молодежных явлениях, направлениях, а не говорить заранее, что все, что интересует подростков — полная ерунда. Ребенку для уверенности в себе необходимо знать, чем интересуются его сверстники.

    • Юноши и девушки охотно используют время обучения в 10-м  классе для общения с друзьями, проводят больше времени вне дома, реже приглашают друзей к себе. Объясните свои волнения, они должны быть аргументированы и разумны, но не категоричны. Назидания и нравоучения не помогут, а только оттолкнут вас друг от друга.  В 10-м классе необходимо школьникам уже окончательно определиться о профиле дальнейшего обучения. Если принято конкретное решение – следует предпринять какие-либо шаги для начала подготовки к экзаменам. Посетите дни открытых дверей в различных заведениях для получения более полной информации.

    Больше разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их жизнью. Они только кажутся взрослыми, им еще очень нужна ваша помощь.

     

     



Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации

    Настоящий Перечень представляет собой действующие в г. Астрахани, а также муниципальных образованиях Астраханской области льготы и меры социальной поддержки для военнослужащих и членов их семей и направлен на оказание правовой помощи военнослужащим и членам их семей
    to30.minjust.gov.ru/ru/events/718/


Иные документы